Беременных холестаз

зуд во время беременности

Беременных холестаз
Беременных холестазБеременных холестазБеременных холестаз

Акушерский холестаз или холестаз беременных представляет собой обратимое состояние, самопроизвольно разрешающеся после родов с возможным рецидивом при последующих беременностях в половине случаев. При многоплодной беременности холестаз беременных наблюдается чаще и протекает тяжелее.

В типичных случаях основной симптом - кожный зуд может быть локализованным или генерализованным. Чаще всего зуд начинает беспокоить пациенток к концу первого - началу второго триместра беременности и проявляется в области ладоней и подошв. Сначала пациенки жалуются на ночной зуд, что требует исключения чесотки. В дальнейшем, в связи с ростом плода, зуд начинает беспокоить пациенток в любое время суток. На теле можно обнаружить экскориации. В отличие от гестационного пруриго на коже отсутствуют первичные элементы.

В ряде случает развитию акушерского холестаза предшествует урологическая (мочевая) инфекция. В лабораторных анализах обращает на себя внимание повышение уровня желчных кислот и функциональных проб, наиболее значимой из которых является АЛТ в связи с тем, что повышение активности этого фермента не характерно для нормально протекающей беременности. Изменение  активности ГГТ или ЩФ не информативно. В крови может наблюдается повышенный уровень прямого или связанного билирубина.

В зависимости от степени выраженности клинических проявлений акушерская тактика может различаться.  В легких случаях пациенки отмечают облегчение от симптоматического лечения наружными средствами, на назначение антигистаминных средств реакция незначительная. К ведению таких беременных следует привлекать терапевтов, нефрологов, эндокринологов.