Ливедо сетчатое и древовидное

Мраморность кожи, кольцевидная пятнистость кожи

Ливедо сетчатое и древовидное
Ливедо сетчатое и древовидноеЛиведо сетчатое и древовидноеЛиведо сетчатое и древовидное

Сетчатое ливедо встречается в основном у женщин репродуктивного периода. В результате изменений в системе микроциркуляции крови в коже возникает снижение интенсивности кровотока (перфузии) в артериолах и уменьшение оксегинации венозной части капилярного русла. На перфузию крови влияет также локальный вазоспазм, повышение вязкости крови и тромбоз. Физиологическим спазмом объясняется измения кожи при сетчатом ливедо, патологическое расширение в результате гипоксии или вегетативной дисфункции лежит в основе древовидного ливедо.

Сетчатое ливедо может наблюдаться при беременности. Основные жалобы пациентов на изменение цвета кожи, ощущение холода. Изменения на коже симметричные, имеют красный или пурпурный рисунок напоминающий тенисную сетку. При пальпации кожа холодная, в теплом помещении симптомы могут полностью исчезать.

При древовидном ливедо изменения на коже ассиметричные, прерывистые, могут наблюдаться изъязвления и атрофия; при повышении температуры симптомы не уменьшаются. Описано более 10 состояний, ассоциированных с древовидным ливедо, в связи с чем данные пациенты должны наблюдаться терапевтами, ревматологами и нефрологами. Впервые древовидное ливедо было описано как маркер антифосфолипидного синдрома, поэтому пациентам следует проводить исследование антифосфолипидных антител. Прогноз при древовидном ливедо менее благоприятный, т.к. у части пациентов в дальнейшем может развиться мультисистемный тромбоз. Пациентки с антифосфолипидном синдромом имеют в анамнезе самопроизвольное прерывание беременности на ранних сроках или другую акушерскую патологию, связанную с фетоплацентарным кровоснабжением. В анализах крови наблюдается тромбоцитопения, могут быть положительными серологические реакции на сифилис.

При древовидном ливедо проводится лечение основного заболевания, при отсутствии противоказаний могут быть использованы ГБО (барокамера) и фототерапия.